понедельник, 7 ноября 2011 г.

Тема 1. Для чего нужна презентация на уроке?


Что такое «презентация для урока» всем здесь присутствующим понятно. Но почему же тогда столько слабых презентаций в плане оформления и использования наводнило Интернет? Возможно, из-за недостатка знаний и умений в области ИКТ. А может быть, потому, что многие коллеги неправильно понимают роль презентации в уроке?
Давайте обсудим…
Всегда ли нужна презентация на уроке?
Учителя начальной школы в порывах очень похожи на своих учеников. Наверное, специфика работы обязывает, чтобы лучше понимать малышей. И, как ребенок, получивший в подарок новую игрушку, показывает ее всем встречным, так и учитель началки, разведав новую технологию, рвется использовать ее на всех уроках.
Особенно ярко это наблюдается при использовании компьютерных презентаций. Едва освоив программу PowerPoint учителя в детском восторге демонстрируют своим ученикам, чему научились. И вот на всех слайдах все выпрыгивает, выскакивает, проявляется и исчезает, мелькают разномастные картинки, гремят, пищат, звенят закадровые звуковые эффекты. Некоторые доходят до того, что сканируют страницы учебника. Мел и доска заброшены окончательно. Учитель осваивает компьютер! А если спросишь, зачем, последует ответ – детям так интереснее. Детям ли? А может, все же учителю, который получил новую игрушку? Всегда ли ДЕТЯМ нужна презентация на уроке?
Бесспорно, учителю презентации значительно облегчают работу на уроке (при этом осложняя подготовку к нему). Ведь так легко все задания выложить на слайды, не надо искать (рисовать, писать) и где-то хранить наглядность, карточки, таблицы, кассеты, рассчитывать место на доске, чтобы уместить задания и при этом оставить место для письменной работы учащихся. Весь материал можно поместить на маленьком электронном носителе. При этом можно привлечь внимание детей спецэффектами, показать то, что невозможно принести в класс, организовать интерактивную игру.
Но, к сожалению, часто учитель полностью отдает свою роль в уроке презентации, вынося на экран даже то, что может сказать сам – стихи для организационного момента, задания для учащихся, даже слова приветствия и прощания. И что в результате? Вот какое мнение учеников случайно подслушал один учитель в школе: «Насточертело пялиться на этот бред. Она, наверно, ничего сама не знает, рассказать не может, вот и сует нам это…» Это, правда, мнение старшеклассника. Малыши пока все принимают с радостью и интересом. Но и их можно «перекормить» презентациями.
Коллеги, а для чего вам нужны презентации на уроке? Когда, по вашему мнению, без них нельзя обойтись, а когда они даже могут испортить урок? Может ли презентация заменить учебник или это такое же дополнение к учебнику, как карта, глобус, карточки для индивидуальной работы?
Давайте вместе сформулируем правила целесообразности использования презентации на уроке.

7 комментариев:

  1. Частое использование презентаций на уроке притупляет интерес детей, снижается эмоциональная мотивация. Презентация просто необходима в случаях, когда невозможно показать детям какой-то объект, явление. Нельзя перегружать презентации спецэффектами, так как они перегружают зрительное восприятие детей, отвлекают учащихся от полезной и нужной информации.Поэтому презентация нужна не на каждом уроке. Пешехонова Ольга Павловна

    ОтветитьУдалить
  2. Михеева Н.А. - учитель английского языка: использование обучающей программы к курсу английского языка М.З.Биболетовой, содержащей видеофрагменты, тренировочные упражнения на чтение и аудирование для младших школьников значительно повышают интерес, мотивацию к изучению английского языка, снимают трудности, а иногда даже страх пред чужим языком: непохожим на родное произношением, совершенно другим построением предложения и т.п.. Но без изучения правил учебника, чтения текстов и выполнения грамматических, тестовых заданий рабочей тетради невозможно в полной мере сформировать у младших школьников произносительные, грамматические и лексические навыки.

    ОтветитьУдалить
  3. Я считаю,что презентация не может заменить учебник.Но сначала учителю надо как следует разобраться в этом.

    ОтветитьУдалить
  4. Без презентации на уроке в начальных классах вполне можно обойтись. Чаще всего использую для наглядности. Учебник презентация заменить не может, дети должны уметь работать по учебнику.

    ОтветитьУдалить
  5. Я согласна с тем, что детей не нужно "перекармливать" презентациями. Частое их использование ведет к пропаданию у детей интереса заниматься данным предметом, потому что постоянное однообразие начинает поднадоедать. Я считаю,что детям интереснее послушать учителя, т.к. он должен обладать умением заинтересованности детей в получении информации: использование наглядных пособий, дополнительных материалов, карточек с заданиями, игр и многое другое, а использование презентаций, как я считаю, это лишь дополнение к уроку как и внедрение в урок дополнительных материалов, заинтересовывающих детей!
    Мария Викторовна

    ОтветитьУдалить
  6. Презентация не может заменить учебник, потому что она является дополнением к уроку, электронной наглядностью. Дети должны научиться извлекать информацию из разных источников: учебник, книга,интернет. Комарова Е.Л.

    ОтветитьУдалить
  7. Презентацию на уроке нужно использовать только, как наглядность. Это позволяет детям лучше запомнить тот материал, который изучили на уроке. Дети должны уметь работать по учебнику. Лашина Г.В.

    ОтветитьУдалить